Использование аудиовизуальных средств обучения в музыкальном воспитании дошкольников.

В своей работе с дошкольниками я активно использую аудиовизуальные средства обучения. Это музыкальные презентации, клипы, музыкальные мультфильмы. Используя данные методы, я преследую основную цель: привить любовь детям к классической музыке.

Все музыкальные педагоги знают, как сложно заставить ребенка слушать музыку (не петь, а именно слушать). К восприятию классики ребенка необходимо готовить. Чтобы дети внимательно слушали музыку, им часто требуются четкие образы. Просматривая презентации и клипы, ребенок получает эти образы. Я начала делать свои презентации и использовать презентации других авторов с одного случая. Как-то мои воспитанники из старшей группы слушали пьесу П. И Чайковского «Новая кукла». Дети послушали, рассказали свои впечатления, сравнили с пьесой «Болезнь куклы». Но не было видно, что они прониклись к этой музыке. Тогда я показала им презентации, которые сделала к этим пьесам. Во время просмотра стояла полная тишина и в следующий раз ребята просили включить ещё раз «ту красивую музыку про куклу». Некоторые педагоги считают, что показывая образ, мы навязываем ребенку то или иное восприятие музыки. Но мой опыт работы показывает, что, несмотря на то, что они смотрят визуальный ряд, каждый из детей воспринимает музыку по-своему. Я часто даю ребятам задание – нарисовать то, что мы посмотрели и услышали, а потом мы обсуждаем это. Лучше, чтобы детки выполняли это по одному, чтобы избежать копирования рисунков. И когда просматриваешь эти рисунки и слушаешь то, что рассказывает малыш о своей работе, то понимаешь, насколько они по-разному представляют ту или иную музыку.

Помимо презентаций и клипов, я активно использую мультфильмы с классической музыкой. Приведу несколько примеров очень хороших мультфильмов, о которых многие родители и педагоги не знают:

  1. «Детский альбом» режиссер И. Ковалевская. В мультфильме представлены некоторые пьесы из «Детского альбома». В мультфильме нет слов, но дети смотрят с огромным интересом. Очень интересен замысел мультфильма, объединивший разные пьесы гениального композитора.
  2. «Гномы и горный король» режиссер И. Ковалевская. Это мультфильм-фантазия на музыку Э. Грига. . Мультфильм также без слов и очень хорошо развивает фантазию детей.
  3. «Фантазия 2000» У. Дисней, яркий и красочный мультфильм на классическую музыку композиторов разных эпох. Это как бы несколько мультфильмов в одном мультфильме. Я нарезала его на части, убрав диалоги между ними (т.к русский перевод недостаточно точный), и мои воспитанники смотрят просто в виде коротких мультиков.
  4. «Петя и волк», режиссер И. Медведева. Замечательный мультфильм для дошкольников с великолепной музыкой С. Прокофьева, которая знакомит детей с симфонической формой. Рекомендую всем!! Также хочу посоветовать фильм 1976 года «Петя и волк», режиссера Г. Бабушкина, где сказка представлена в виде спектакля.
  5. «Адажио», музыка Альбиони, режиссер Г. Бардин, мультфильм, который затронул взрослую тему терпимости, тему толпы и личности, но при этом дети понимают смысл этой непростой темы. А красивая музыка не оставляет никого равнодушным. Мультфильм практически не показывался по ТВ, но получил много наград. Люди плачут, когда его смотрят.
  6. «Снегурочка» мультфильм, режиссер А. Снежко-Блоцкая, по мотивам оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Мультфильм для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы.
  7. «Сказки старого пианино» Е. Петкевич, мультфильм, рассказывающий о великих композиторах.

Начиная со старшей группы (5-6 лет) мои воспитанники начинают смотреть балет. Всем родителям я советую не бояться водить детей дошкольного возраста на балет. Пускай малыш посмотрит и не весь спектакль, но даже небольшое знакомство с балетом, оставит у него неизгладимые впечатления. Мои воспитанники обожают балеты. Бывает, что в качестве поощрения я предлагаю им выбрать, чтобы они хотели послушать и посмотреть. Так все дети просят БАЛЕТ. Не мультики, а БАЛЕТ. Конечно, весь балет я не показываю, а делаю небольшие видеонарезки (5-10 минут), доступные для понимания дошкольников, и таким образом мы знакомимся со всем ходом спектакля. Естественно либретто спектакля я доношу детям так, чтобы им было понятно, т.е на их уровне, какие-то подробности я опускаю, но в целом стараюсь донести общее представление.

Дошкольникам вполне доступны следующие балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева, «Жар-птица» И. Стравинского, «Шопениана» Ф. Шопена (некоторые номера).

В прошлом году мы с ребятами из старших групп поставили спектакль по мотивам балета «Лебединое озеро». Музыка была вся из балета Петра Ильича. Дети готовились с таким воодушевлением, с таким чувством. И всё потому, что это Музыка с большой буквы, которая проникает в душу ко всем, даже к таким маленьким человечкам. Поэтому надо знакомить детей с искусством, пусть на их уровне, но надо. Тогда мы сможем заложить то, что в будущем они смогут развить. Дошкольникам вполне доступны и такие сложные жанры, как симфония. Мои воспитанники с удовольствием слушают отрывки из 7 симфонии Д. Шостаковича, отрывки из 9 симфонии Л. Бетховена. У меня сделаны видеонарезки фильма о 7 симфонии (убраны жестокие военные сцены), а когда мы слушаем 9 симфонию, я ставлю отрывок из фильма « Переписывая Бетховена», где Бетховен дирижирует оркестром свою знаменитую симфонию, хотя музыки своей уже не слышит и ориентируется на дирижирование своей ученицы.

Также хотела бы рассказать о своем опыте использования презентаций для деток с нарушением речи. К сожалению, в последнее время количество таких детей увеличилось. Я написала ряд клипов, которые назвала «Логоритмика». Данные клипы помогают мне в работе с детками с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и с детками с НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков). Во время презентаций дети могут слушать и подпевать и просить спеть и послушать ещё, тогда как без опоры на картинку, интерес уходит гораздо быстрее. А чтобы добиться каких-то задач – правильного произношения звука, правильного дыхания – для этого требуются многократные повторения. Но дети часто устают от этой многократности, а вот использование клипов-презентаций позволяют надолго удержать интерес дошкольника, будь то к песне, музыке или обучающему материалу.

Также хочется отметить, что с помощью презентаций и клипов дети быстрее выучивают стихи. Опять-таки потому, что есть опора на зрительный образ. И запоминание происходит не специально, а как бы случайно. С помощью презентаций я научила свою дочку читать. (используя методику Домана). Мы читаем с 3х лет и это произошло без стадии «слогов», т.е дочка стала читать сразу словами. При этом никакого давления и принуждения не было. Я советую всем родителям использовать презентации, клипы в обучении своего ребенка. Ещё Я. А. Коменский говорил о наглядности, как о золотом правиле обучения. Поэтому и педагогам и родителям стоит активно использовать аудиовизуальные средства обучения. Нельзя ребенку объяснить словами, что такое полька, пока не покажешь это вживую или на видео. Поэтому, используйте презентации, клипы, обучающие мультфильмы, что помочь Вашим деткам развиваться и усваивать какой-нибудь полезный материал. При этом нельзя забывать, что ребенку дошкольного возраста разрешено смотреть телевизор/компьютер не более 10 минут в день.

Автор Гераськина Мария Сергевна